Кто такие чумаки?

Народные ремесла – живое наследие прошлого, которые дают возможность не только понять экономическую и этнокультурную составляющую промысла, но и природную среду, что повлияли на их формирование и становление, а иногда и упадок.

Одним из самобытных народных промыслов является чумацкий промысел. Это уникальное ремесло зародилось на просторах Украины и берет своё начало еще с незапамятных времен. Чумаки – это люди, которые вели торговлю, осуществляли транспортировку и охрану товаров. Их труд был сложным, опасным и романтичным.

Занимались  чумацким промыслом на телегах-мажах, пригодных для перевозки тяжелых грузов на значительные расстояния, а в упряжи к ним запрягались быки, которым было под силу справится с поставленной задачей.

Украинская серая

Истоками чумацкий промысел уходит во времена энеолитической культуры Триполье-Кукутень. Трипольцы, будучи первой земледельческой культурой, нуждались в обработке земли, а незнание принципов возобновляемого хозяйства приводило к необходимости менять место жительства в поисках новых плодородных земель. Так возникла необходимость приручения быков. Именно на этом этапе берет свое начало Украинский серая порода крупного рогатого скота – результат тысячелетней народной селекции наших предков.

Под влиянием примитивной селекции предков и эволюционных процессов за тысячи лет формируется украинская серая порода крупного рогатого скота, которая идеально адаптирована для жизни и работы в бескрайних степях Украины. Достаточно рослые и длинные, с широким и глубоким грудным отделом, и массой более тонны, именно такими они дошли до XV, века, когда чумацкий промысел приобрел массовый характер, и стали неотъемлемой частью этого уникального народного промысла.

Великий луг

На протяжении многих тысячелетий одним из наиболее значимых торговых ресурсов для людей была соль. Потребность в ней и побудила возникновение чумацкого промысла, а самих чумаков даже иногда называли «соленики». Основные торговые маршруты пролегали к побережью Черного и Азовского морей и на «соляной путь» Галичины, где и была развита солеварная промышленность. Попутно продавались и другие товары, которые пользовались спросом в регионах торговли. Основные торговые пути чумаков все же пролегали к берегам Черного и Азовского морей, а дорога к ним лежала через земли Войска Запорожского Низового – Великий Луг. До наших дней дошли описания этого невероятного края, природа которого почти никогда не подвергалась человеческому воздействию. Бескрайняя степь покрыта высокими травами, в оврагах и балках которого проживало бесчисленное количество животных и птиц, простиралась на сотни километров и казалось, что ей нет ни конца, ни края. Как будто большое зеленое море, изредка пересекаемое реками и почти полностью лишенное лесного покрова, Великий Луг заставлял терять чувство времени и масштаба, восхищаться и бояться его одновременно.

Опасность ремесла

Великий Луг, несмотря на всю свою красоту, таил в себе опасность на каждом шагу, с которой ежедневно приходилось встречаться чумакам в своей работе. От набегов татар довольно часто приходилось браться за оружие, придумывать новые боевые приемы и перенимать военный опыт у казаков, нередко сопровождали чумацкие валки, которые обычно достигали сотни повозок. Однако еще большую опасность представляла сама степь. В теплое время года температура достигала всего 25 градусов, однако отсутствие влаги и тени превращала эти территории в одно из самых жарких мест планеты.К климатическим особенностям следует добавить опасность нападений хищников, табунов тарпанов и возможность стать жертвой одного из многочисленных ядовитых пресмыкающихся. Однако и это не было настолько невыносимым для путешествующего, как нашествие насекомых. Достаточно удачно ситуацию с ними описывает французский инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан:

 «Бесчисленное количество саранчи в Украине напоминает мне казнь, посланную господом на Египет за фараона. Я видел, как эта казнь мучила Украину несколько лет подряд, особенно 1645 и 1646 годы. Саранча летит не тысячами, а не миллионами, а облаками, занимая пространство длиной в пять или шесть миль и шириной в две или три мили.»«Берега днепровские примечательны бесчисленным количеством мошкары; утром летают обычные, безобидные мухи; в полдень появляются большие, величиной с дюйм, нападают на лошадей и кусают до крови, но самые болезненные и самые надоедливые комары, и мошкара появляются вечером: из-за них невозможно спать иначе, как под казацкой запоной, то есть в небольшой палатке, если только не захочешь иметь распухшее лицо.»

Упадок

Чумацкий промысел, как и все консервативные народные промыслы был достаточно уязвимым к динамическим изменениям. Среди наиболее весомых факторов, повлиявших на упадок чумацкого промысла следует выделить реформы в сельском хозяйстве, переход к конным повозкам и самое главное появление железной дороги в XIX столетии. Вместе с самим промыслом, как социально-экономическим явлением теряется и огромный пласт песен, легенд, одежды, оружия, инвентаря и других элементов быта этих людей.

В наши дни живым памятником чумацкому промыслу следует считать украинскую серую степную породу крупного рогатого скота, которая как элемент тысячелетней народной селекции напоминает нам о давно забытых временах. К большому сожалению, на протяжении ХХ и ХХI веков и они оказались на грани исчезновения. Немаловажной является необходимость сохранить эту уникальную породу, выведенную украинцами для Украины, особенности генотипа и фенотипа которой свидетельствуют о способности быть таким же важным элементом природного выпаса для восстановления территорий, которые деградировали от антропогенного воздействия, как и восстановленный тур, о котором мы ранее писали.